--- title: Код с комментариями description: Заметки на тему программирования с примерами кода и комментариями. Решения задач и описания решений. sections: [Решения задач и описания решений] tags: [java,алгоритмы,реализация,массивы,многомерные массивы,матрицы,циклы,потоки] canonical_url: / url_translated: /en/ title_translated: Code with comments --- {%- assign articles = "" | split: "" %} {%- assign articles = articles | push: "Алгоритм Винограда — Штрассена" %} {%- capture article_brief %} Рассмотрим модификацию алгоритма Штрассена для умножения квадратных матриц с *меньшим* количеством сложений между блоками, чем в обычном алгоритме — 15 вместо 18 и таким же количеством умножений как в обычном алгоритме — 7. Будем использовать потоки Java Stream. Рекурсивное дробление матриц на блоки при перемножении имеет смысл до определенного предела, а дальше теряет смысл, так как алгоритм Штрассена не использует кеш среды выполнения. Поэтому для малых блоков будем использовать параллельный вариант вложенных циклов, а для больших блоков параллельно будем выполнять рекурсивное дробление. Границу между двумя алгоритмами определяем экспериментально — подстраиваем под кеш среды выполнения. Выгода алгоритма Штрассена становится заметнее на больших матрицах — отличие от алгоритма на вложенных циклах становится больше и зависит от среды выполнения. Сравним время работы двух алгоритмов. {%- endcapture %} {%- assign articles = articles | push: article_brief %} {%- assign articles = articles | push: "Умножение матриц в параллельных потоках" %} {%- capture article_brief %} Рассмотрим алгоритм перемножения прямоугольных матриц с использованием потоков Java Stream. Возьмём *оптимизированный вариант* алгоритма на трёх вложенных циклах и заменим внешний цикл на поток. Сравним время работы двух алгоритмов. Строки результирующей матрицы обрабатываем в параллельном режиме, а каждую строку заполняем слоями. За счёт параллельного использования кеша среды выполнения на многоядерных машинах время вычислений можно сократить более чем в два раза. Для проверки возьмём две прямоугольные матрицы: {`L×M`} и {`M×N`}. {%- endcapture %} {%- assign articles = articles | push: article_brief %} {%- assign articles = articles | push: "Поворот матрицы на 180 градусов" %} {%- capture article_brief %} Рассмотрим алгоритм разворота матрицы на 180 градусов. В отличие от алгоритма *транспонирования*, здесь в результирующей матрице строки и колонки не меняются местами, но отображаются зеркально. Напишем метод на Java для поворота матрицы {`m×n`} на 180 градусов. Для примера возьмём прямоугольную матрицу {`4×3`}. {%- endcapture %} {%- assign articles = articles | push: article_brief %} {%- assign articles = articles | push: "Поворот матрицы на 90 градусов" %} {%- capture article_brief %} Рассмотрим алгоритм поворота матрицы на 90 градусов по часовой стрелке и против часовой стрелки. Этот алгоритм похож на *транспонирование матрицы* с тем отличием, что здесь для каждой точки одна из координат отображается зеркально. Напишем метод на Java для поворота матрицы {`m×n`} на 90 градусов. Дополнительный параметр задаёт направление поворота: по часовой стрелке или против часовой стрелки. Для примера возьмём прямоугольную матрицу {`4×3`}. {%- endcapture %} {%- assign articles = articles | push: article_brief %} {%- assign articles = articles | push: "Оптимизация умножения матриц" %} {%- capture article_brief %} Рассмотрим алгоритм перемножения матриц с использованием трёх вложенных циклов. Сложность такого алгоритма по определению должна составлять `O(n³)`, но есть особенности, связанные со средой выполнения — скорость работы алгоритма зависит от последовательности, в которой выполняются циклы. Сравним различные варианты перестановок вложенных циклов и время выполнения алгоритмов. Возьмём две матрицы: {`L×M`} и {`M×N`} → три цикла → шесть перестановок: `LMN`, `LNM`, `MLN`, `MNL`, `NLM`, `NML`. Быстрее других отрабатывают те алгоритмы, которые пишут данные в результирующую матрицу *построчно слоями*: `LMN` и `MLN`, — разница в процентах к другим алгоритмам значительная и зависит от среды выполнения. {%- endcapture %} {%- assign articles = articles | push: article_brief %} {%- include main_page.html articles = articles -%}